Результаты исследования потребностей молодых педагогов Советского района

В современных условиях реформирования национальной системы образования, внедрения национального проекта «Образование» повышение качества образования связывается с системой профессионального роста педагогических работников.

По статистическим данным, в Советском районе средний возраст педагогов с педагогическим стажем 10 и более лет составляет более 52 лет. Сегодня у опытных педагогов наблюдается межпоколенческий разрыв с современными детьми, который характеризуется ценностным разрывом между поколениями, риском утраты преемственности, что угрожает развитию личности. Кроме того, у педагогов-стажистов высока степень профессионального выгорания.

У молодых педагогов – недостаточен опыт практической работы. Чтобы стать учителем в России, надо окончить хотя бы бакалавриат, это 4 года учебы. При этом программы составлены таким образом, что на практику приходится довольно мало времени. Иначе страдает профильная подготовка по предмету. В результате выпускники вузов – вчерашние студенты — остаются неподготовленными к сложным реалиям профессиональной деятельности.

Для них характерен низкий уровень психологической устойчивости. У одних это выливается в низкую мотивацию в деятельности по профилю, отсутствие интереса к глубокой содержательной работе с детьми. Другие – при наличии мотивации и недостаточным владением практическими инструментами – оказываются  слабыми перед трудностями профессии. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма. И те, и другие часто меняют место работы или вообще уходят из профессии. По статистическим данным, текучесть молодых кадров в Советском районе с 2018 по 2020 годы составляет от 18 до 23%.

Проходя все те же этапы профессиональной адаптации, что и начинающие специалисты из других областей, молодой педагог испытывает ряд дополнительных трудностей, связанных с налаживанием отношений с тремя субъектами образовательного процесса – учащимися, родителями, коллегами.

Результаты исследований свидетельствуют о следующих проблемах молодых специалистов Советского района:

— в применении индивидуального подхода к обучающимся / воспитанникам – 92,3%;

— в неумении устанавливать контакт с родителями детей – 84,6%;

— в неумении управлять вниманием учащихся, контролировать их – 84,6%;

— в заполнении документации, отчетов – 76, 9%;

— в неумении самопрезентации себя и своей деятельности – 74.6%;

— в проведении контроля уровня знаний обучающихся – 69,2%;

— в планировании уроков, занятий, подборе заданий, материалов – 53,8%;

— в организации внеурочной работы – 53,8%;

— в недостаточности профессионального общения – 52,7%;

— в низком уровне умения применять ИКТ-компетенции в образовательном процессе – 51,8%;

— в неумении налаживать отношения с коллегами – 23,1%.

Таким образом, потребности молодых педагогов можно разделить на три группы: коммуникативные, в том числе организация досуга, методические, психолого-педагогические.